Война с Барской конфедерацией

/Война с Барской конфедерацией

Война с Барской конфедерацией

2024-02-27T18:36:37+03:00 20 февраля, 2024|Исторические страницы|

Военная карьера при Екатерине II. 1762–1796

Весной 1763 года Астраханский полк должен был закончить срок своей службы по содержанию караулов в Санкт-Петербурге, ему на смену заступал Суздальский пехотный полк.

Со времён Петра Первого полки русской регулярной армии стали получать свои наименования по названи-ям городов и областей Российской империи, а не шефов и полковых командиров, как было прежде. Сделано это было, чтобы «солдат почитал себя принадлежностью государства», а не полкового шефа. Тогда же Пет-ром была выстроена чёткая иерархия полков по старшинству. За основу он взял с небольшими исключения-ми и дополнениями список городов и земель из своего полного царского титула: «Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский …» и т.д. Порядок перечисления топонимов в титуле определял старшинство полков.  Такая система наименований и старшинства по мнению Петра олицетворяла идею служения армии государству на протяжении многих столетий, и связь национальных традиций с задачами модернизации  древней страны — выходу к морю, созданию флота и др. реформ.

Пётр III пытался сломать эту традицию, переименовав полки русской армии на «немецкий манер», опять по шефам и командирам. Естественно, что воцарившаяся Екатерина II тотчас же вернула прежнюю русскую систему наименований полков.

Екатерина пожелала, чтобы его возглавил лично ей известный и преданный человек, и 6-го апреля назначила его командиром Суворова. Полк было предписано начать обучать по правилам нового только ещё разрабатываемого строевого устава, учитывающего опыт прошедшей войны. Суворов блестяще справился со своей задачей и сделал Суздальский полк образцовым во всей армии. Осенью полк был представлен на императорский смотр, Екатерина осталась чрезвычайно довольна выучкой солдат и офицеров и оставила полк ещё на год в столице. В 1765 году полк был выведен на непременные квартиры в Новую Ладогу, но летом вернулся в Петербург для участия в знаменитых красносельских манёврах. До конца 1768 года Суворов  командовал Суздальским полком в Новой Ладоге. Несмотря на своё ухудшившееся здоровье, он день и ночь, летом и зимой занимался обучением своих подчинённых, воспитанием в них духа победителей. Форсированные внезапные марши, стремительные атаки, штыковой бой, штурмы укреплений и даже случайно оказавшегося на пути монастыря всё это стало обыденной работой для его Суздальцев. «Солдат и в мирное время на войне», говорил Суворов. «Солдат ученье любит – лишь бы с толком и кратко». Специально для своего полка составил «Полковое учреждение» — инструкцию, содержавшую основные положения и правила по воспитанию солдат, внутренней службе и боевой подготовке войск.

Война с Барской конфедерацией. 1769–1772

Весной 1768 года в Речи Посполитой разразилась настоящая гражданская война.

Под  давлением Екатерины и Станислава Августа польский сейм в феврале 1768 г., наконец-то, разрешил давний «диссидентский» вопрос – уровнял во всех правах с католиками православное и протестантское  население Речи Посполитой. Это был исторически прогрессивный акт. Теперь православные украинцы и белорусы могли занимать в польском государстве любой пост, возводить свои церкви, школы, больницы, печатать книги, вступать в брак с католиками и т.д.

Однако шляхта встретила эти нововведения в штыки. Противники реформ создали в г. Баре свою конфедерацию и начали военные действия против короля. Российские войска, находившиеся в Польше, по просьбе Понятовского были обращены на подавление восстания.

Шляхта, объединившаяся в конфедерацию, получившую название по имени городка  Бар, выступила против короля Станислава Понятовского и поддерживающей его России. Для участия в военных действиях против войск шляхетской Барской конфедерации в Польшу было решено отправить дополнительные военные силы, среди прочих войск назначен был и Суздальский полк. В преддверии похода Суворов 22 сентября 1768 года был повышен в чине – стал  бригадиром (промежуточное звание между полковником и генералом).

Воспользовалась поводом, Турция поддержала конфедератов  и объявила войну России.

15 ноября 1768 года Суздальцы выступили в поход, пройдя 869 вёрст, они уже 15 декабря были в Смоленске, потеряв на марше всего 5 человек: одного умершим, одного бежавшим и 3 больными, оставленными  в госпиталях. Получив в командование бригаду из Смоленского, Суздальского и Нижегородского мушкетёрских полков Суворов почти всю зиму и весну 1769 года усиленно занимался подготовкой войск по своей методе.

15 (26) мая 1769 года Суворов  во главе авангарда корпуса генерал-поручика Нуммерса направляется к Орше. 9 июля выступает для занятия города Минска, откуда Нуммерс отряжает Суворова с Суздальским полком к Варшаве. Суворов сажает своих солдат на подводы и за 12 дней, пройдя 560-600 вёрст, оказывается уже в Праге – предместье Варшавы. Но только тут выясняется, что он не был там нужен, начальству, не ожидавшему от него такой прыти, пришло в голову перенаправить отряд Суворова обратно в Брест. По слухам к Бресту тогда направлялась большая партия мятежников под командованием братьев Пулавских. Суворов немедленно устремляется туда, опережает Пулавских, укрепляет город и, взяв с собой лишь роту гренадер с 2 орудиями, а также несколько команд кавалерии и казаков, всего едва 400 человек атакует 2-го сентября близ деревни Орехово, в 70-ти верстах от Бреста 2-х тысячную партию конфедератов. Мятежники были разгромлены наголову и рассеяны, а один из вождей конфедерации Франц Пулавский погиб, спасая своего младшего брата.

Затем Суворову была поручена оборона Люблинского района, для обеспечения безопасности коммуникационной линии главной армии с Варшавой. С этой задачей Суворов блестяще справился, очистив район от больших банд.

1 (12) января 1770 года его производят в чин генерал-майора. С наступлением весны Суворов опять продолжает самолично гоняться за бандами мятежников и громит их у деревни Наводица и под Опатовым. Осенью он чуть не погиб при переправе во время половодья через Вислу, когда он упал в реку и стал тонуть, едва удалось одному гренадеру схватить его за волосы и вытащить из воды. Забираясь на понтон, Суворов сильно ударился грудью, вследствие чего проболел несколько месяцев. В это время ему 7-го октября было поручено наблюдать за кордонной линией от Пинска до Лемберга (Львова). Утешением Суворову послужило известие о награждении его 30-го сентября 1770 года орденом Св.Анны. в то время ещё частная награда наследника престола Павла Петровича.

В 1771 году в польские дела вмешивается Франция, закупив для конфедератов оружие и отправив к ним своих офицеров во главе с полковником Ш. Ф. Дюмурье знаменитым в  будущем генералом, и даже несколько сотен французских солдат. В преддверии весенней кампании Суворов провёл несколько операций, стремясь захватить базы мятежников. 9-го февраля он выступил с небольшим отрядом  своего бывшего Суздальского полка из Люблина к Кракову, в 28-ми верстах от которого попытался взять штурмом замок в Ланцкроне, где укрывалось несколько сот мятежников  с артиллерией. Штурм закончился неудачей, отряд понёс большие потери, под Суворовым был ранен конь, а сам он  «оцарапан» и был вынужден отступить. В апреле мятежники под руководством уже бригадира Дюмурье захватили Краковский округ. Суворов, собрав значительные силы (до 1600 человек) снова выступает из Люблина к Кракову. Укрепив город, он устремляется дальше и у укреплённого мятежниками монастыря Тынец атакует редут, мешающий дальнейшему продвижению отряда. Два раза Суворов штурмом брал редут, но оба раз его оттуда выбивала не-приятельская пехота, состоявшая большей частью из австрийских дезертиров. Суворов был вынужден отойти, удовольствовавшись только отбитой у конфедератов артиллерией. Он спешил навстречу Дюмурье, концентрировавшему отряды повстанцев у Ланцкроны. Суворов также усилил свой отряд ещё 2000 человек, и 10 мая атаковал позиции Дюмурье, силами одного своего авангарда, не дожидаясь сосредоточения главных сил. Польская кавалерия была разгромлена и обращена в бегство, а подоспевшая наша пехота выбила с позиций французских егерей и отразила контратаку польских резервов. Всё сражение было кончено в полчаса. Поляки бежали врассыпную, наша кавалерия преследовала их несколько вёрст, нанеся им большие потери. Лишь нескольким отрядам повстанцев удалось отступить более-менее в порядке, в том числе Валевскому и Дюмурье. Последний был настолько поражён этим разгромом, что даже покинул Польшу.

Суворов в этот раз штурмовать замок Ланцкроны не стал, а помчался дальше преследовать Казимеша Пулавского, стремившегося прорваться в Литву. Суворов догнал его 22-го мая в Замостье (Замосцье), атаковал и обратил в бегство. Пулавский не рискнул продолжать марш к Литве, а решил вернуться к венгерской границе. Хитрым манёвром он, прикрывшись своим арьергардом, обманул Суворова и с большей частью своего отряда смог прорваться обратно к Ланцкроне. Суворов в знак уважения и восхищения его действиями послал Пулавскому на память фарфоровую табакерку.

За эти победы Суворов был 19.08.1771 награждён Орденом Святого Георгия 3-го класса, за № 34 — «За храбрость и мужественные подвиги, оказанные 770 и 771 годов с вверенным ему деташаментом против польских возмутителей, когда он благоразумными распоряжениями в случившихся сражениях, поражая везде их партии, одержал над ними победы»;

После этой экспедиции командование приказало Суворову безвылазно находиться в Люблине и ожидать дальнейших приказаний. Однако, узнав о предательских действиях литовского великого гетмана графа М.Огинского, обманом разгромившего отряд полковника Албычева из Санкт-Петербургского легиона, Суворов бросился наперерез 6-7-ми тысячному отряду мятежников, двигавшемуся к Бресту. Собирая по пути все возможные силы Суворов 12 сентября, имея всего 822 человека, атаковал во много раз превосходивший его по численности  отряд Огинского, располагавшийся в м. Столовичи и окрестностях. В ночном бою Суворов разгромил мятежников по частям, гнал несколько вёрст и опрокинул, пришедшие на помощь конфедератам свежие литовские уланские полки генерала Беляка. Победа была полной. Корпус Огинского был полностью разгромлен. Русские потеряли 80 человек убитыми, поляки — до 1000 убитыми, около 700 пленными, в том числе 30 штаб- и обер-офицеров. Сам Огинский, натерпелся такого страху, что бежал без сапог на чужом коне, и всего с десятком гусар ушёл за границу к пруссакам.

За  победу над Огинским Суворову был пожалован 20-го декабря орден Св. Александра Невского.

Французы между тем прислали взамен Дюмурье генерала Виомениля, которому удалось овладеть Краковским замком, благодаря головотяпству Штальберга приемника Суворова на посту командира Суздальского полка.

По получении сообщения о захвате замка, Суворов уже 24-го января примчался с небольшим отрядом к Кракову, где соединился с союзными польскими войсками Браницкого и обложил замок, занятый отрядом в 1000 человек под командой французского подполковника Клода Габриэля де Шуази. Больших сил Суворову собрать так и не удалось, пехоты у него было всего 800 человек, меньше чем у осаждённых. Однако 18 февраля Суворов решился на штурм, закончившийся в итоге неудачей – атакующие понесли большие потери и отступили от замка. Более того, вскоре уже сам Суворов оказался в блокаде, вокруг Кракова собиралось всё больше и больше партий мятежников, тревоживших русские войска, пытаясь заставить их снять блокаду. В одной из попыток их отогнать Суворов едва не погиб, сначала его чуть не застрелили, а потом чуть не зарубили. Лишь 12-го апреля была подписана капитуляция краковского гарнизона. В награду за это Суворов получил от императрицы 1000 червонцев.

После раздела части Польши между Австрией, Пруссией и Россией, вернувшей себе часть земель Белоруссии, оккупированных ещё с 17 века Речью Посполитой,и оккупации австрийцами Краковского воеводства Суворова перевели 17 сентября в состав Обсервационного корпуса генерал-поручика И.К. Эльмпта, занимавшего Литву. В октябре Суворов с корпусом выступил из Вильны в Финляндию на случай возможной войны со Швецией. В феврале-марте 1773 года он выполнял секретную миссию по осмотру укреплений на шведской границе, укреплял крепость Вильманстранд, в городе Лаппеенранта,  и все приграничные укрепления.

Лишь 4 апреля 1773 года Суворов получил, наконец, долгожданное назначение в 1-ю действующую армию Румянцева.

Александр Батов, Михаил Преснухин

ВРОО «Архитектурно-исторический комплекс Генералиссимуса А.В. Суворова» реализует проект по сохранению исторической памяти А.В. Суворова и созданию музея в селе Кистыш, поддержанного Президентским фондом культурных инициатив.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x